В Бишкеке стартовал многосторонний диалог “Борьба с транспортным загрязнением воздуха в Кыргызстане: к чистому воздуху в городах круглый год” мероприятие открыл министр природных ресурсов, экологии и технического надзора М.Машиев.

Chuy region
В Бишкеке стартовал многосторонний диалог “Борьба с транспортным загрязнением воздуха в Кыргызстане: к чистому воздуху в городах круглый год” мероприятие открыл министр природных ресурсов, экологии и технического надзора М.Машиев.

В Бишкеке стартовал многосторонний диалог “Борьба с транспортным загрязнением воздуха в Кыргызстане: к чистому воздуху в городах круглый год” мероприятие открыл министр природных ресурсов, экологии и технического надзора М.Машиев.

Приветствуя гостей министр М. Машиев подчеркнул актуальность темы,  что сегодняшний диалог посвещен  — “борьбе с транспортным загрязнением воздуха и достижению чистого воздуха в наших городах”.

Отметил что “Если раньше основное внимание уделялось загрязнению воздуха в отопительный сезон, то последние исследования, включая Анализ качества воздуха в Бишкеке Всемирного банка и оценку ЮНЕП по качеству воздуха показали, что значительный вклад в загрязнение воздуха вносит транспорт — как в летний, так и в зимний периоды”. 


В республике к 2024 году зарегистрировано  1 674 085 автомобилей, из них 83% это 1 392 737 год выпуска свыше 15 лет. Количество зарегистрированных автомобилей по городу Бишкек составляет 426 946, из них старше 15 лет – 333 801. По данным мэрии города Бишкека, ежедневно в городе находится свыше 750 тысяч автомобилей при пропускной способности дорог около 350 тыс.

Это означает, что значительная часть автопарка технически не соответствует современным экологическим стандартам. Также добавил что перегруженность транспортной инфрастурктуры, низкое качество топлива и ограниченные альтернативы личному транспорту — и становится очевидно, что загрязнение воздуха приобрело характер системной проблемы, требующей комплексного подхода.


Остоновился  на важной работн проводимой  для решения данной проблемы Руководством  страны. “Сегодня проводит большую работу по оздоровлению окружающей среды и снижению климатических рисков. Согласно Указу Президента Садыра Нуркожоевича Жапарова от 19 марта 2021 года «О мерах по обеспечению экологической безопасности и климатической устойчивости Кыргызской Республики» реализуется целый пласт конкретных мер для улучшения состояния окружающей среды”. 


На сегодняшний день, в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Кыргызской Республики сформирован новый состав Межведомственной комиссии по улучшению качества воздуха в Кыргызской Республике. В его состав вошли представители 25 министерств и ведомств, а также 8 депутатов Жогорку Кенеша. Комиссия проводит комплексную работу по улучшению качества атмосферного воздуха и обеспечивает системный подход к решению обсуждаемой сегодня проблемы. 

Рассказал какая работа проводится в решении данного вопроса. 

    “Во-первых, стимулируется переход на экологически чистый транспорт. В результате этой работы в Бишкек прибыло более 1300 экологических автобусов и 120 электробусов. Каждый новый автобус заменяет в среднем четыре дизельных автобуса, что сокращает потребление дизельного топлива в городе примерно на 100 тонн в день. В настоящее время 1014 экологических и электрических автобусов ежедневно выезжают на линии, обслуживая городских пассажиров. По итогам 2024 года зарегистрировано 3535 электромобилей, установлены 44 электр зарядных станций”. 

Во-вторых, внедряются современные системы мониторинга загрязняющих веществ, что позволяет повысить точность и оперативность контроля за качеством атмосферного воздуха. В рамках модернизации системы мониторинга воздуха совместно с Кыргызгидрометом доработаны технические спецификации и согласованы с Всемирным банком для:

    11 автоматических станций (6 в Бишкеке, 2 в Оше, 1 — в Кара-Балте, Токмоке и Чолпон-Ате);

    модернизации 8 ручных и полуавтоматических станций (7 в Бишкеке, 1 в Оше);

    зондового оборудования для мониторинга температуры и инверсионных слоев в Бишкеке, Оше и Джалал-Абаде;

    лабораторного оборудования для анализа загрязняющих веществ.

В-третьих, осуществляется обновление нормативно-правовой базы, направленное на формирование более эффективных механизмов регулирования и контроля выбросов загрязняющих веществ.

Проведенный в феврале этого года национальный диалог позволил оценить достигнутый прогресс и определить приоритеты. Именно тогда мы подчеркнули необходимость отдельного рассмотрения транспортного сектора, который является ключевым звеном в нашей борьбе за чистый воздух. 

Сегодняшний диалог – это очередной шаг в нашей последовательной работе. Мы намерены предпринять конкретные действия, направленные на сокращение выбросов от транспорта не только в Бишкеке, но и в Оше, Джалал-Абаде и других крупных городах страны- подчеркнул министр.