БИШКЕК, 4 декабря 2025 г. – Повышение устойчивости экономики Кыргызстана открывает стране возможность ускорить экономическую трансформацию, создавать рабочие места и защищать население от растущих климатических рисков. Об этом говорится в опубликованном сегодня Отчёте о климате и развитии Кыргызской Республики (CCDR) Группы Всемирного банка.
05-december 2025, 10:45
БИШКЕК, 4 декабря 2025 г. – Повышение устойчивости экономики Кыргызстана открывает стране возможность ускорить экономическую трансформацию, создавать рабочие места и защищать население от растущих климатических рисков. Об этом говорится в опубликованном сегодня Отчёте о климате и развитии Кыргызской Республики (CCDR) Группы Всемирного банка.
Прогресс, вызовы и риски
Кыргызская Республика снизила уровень бедности с 62,6% в 2000 году до менее чем 26% в 2024 году. Однако темпы экономического роста и создания рабочих мест отстают от национальных целей развития. Кабинет Министров стремится к достижению статуса страны с уровнем дохода выше среднего к 2030 году, обеспечению устойчивого роста ВВП и созданию большего числа качественных рабочих мест, но климатические потрясения угрожают этим целям.
Ожидается, что всё более частые сильные ливни, ураганный ветер и оползни, а также экстремальная жара и засухи будут сдерживать экономическое развитие: по прогнозам, к середине века эти климатические воздействия могут сокращать ВВП на 2–4%. Наибольшее влияние придётся на сельское хозяйство и ключевые элементы инфраструктуры, что скажется на продовольственной безопасности и транспортной связанности страны. К 2040 году ещё около 170 тысяч человек, главным образом в сельской местности, могут оказаться за чертой бедности.
Сельское хозяйство может столкнуться с дефицитом поливной воды до 24% и ежегодными потерями доходов на 5–10%. Инфраструктура — прежде всего дороги и мосты — потребует существенно больших затрат на содержание: ежегодные расходы на ремонт могут превысить 100 млн долларов. Рост числа оползней увеличит угрозу наводнений для 24–38% большего числа людей, а потенциальный ущерб инфраструктуре может возрасти до 72%.
Возможности
Вместе с тем ряд отраслей экономики может получить выгоду от происходящих изменений. Производство гидроэнергии может вырасти до 11% к 2050 году благодаря увеличению стока рек, хотя заиление водохранилищ будет снижать эффективность. Достижение углеродной нейтральности к 2050 году может обеспечить более чистый воздух, укрепить энергетическую безопасность, принести значительную экономию энергии, а также до 3,5 млрд долларов экспортной выручки от поставок электроэнергии и около 3 млрд долларов экономии на импорте нефтепродуктов. Инвестиции в государственную инфраструктуру также смогут привлечь частный сектор, однако реализация этих преимуществ потребует порядка 10 млрд долларов дополнительных вложений в энергетику, строительство и транспорт.
Адаптация и занятость
Адаптация, особенно в сфере инфраструктуры, может создать около 20 тысяч рабочих мест в строительстве. Декарбонизация, направленная на повышение энергетической безопасности, развитие возобновляемой энергетики и повышение энергоэффективности, способна обеспечить ещё 20–25 тысяч рабочих мест в энергетике, сельском хозяйстве, строительстве и высокотехнологичном производстве. Эти возможности, в основном, формируют спрос на квалифицированную рабочую силу, поэтому наименее обеспеченные домохозяйства будут нуждаться в целевой поддержке.
Без адаптации рост производительности и занятости может быть сдержан, особенно среди уязвимых групп населения. По оценкам CCDR, на «климатическую защиту» критически важных секторов потребуется менее 0,2% ВВП ежегодно, что составит около 1 млрд долларов к середине века. Приоритетные меры включают борьбу с нехваткой воды, продвижение устойчивых к климату сельскохозяйственных культур, укрепление инфраструктуры и повышение готовности к чрезвычайным ситуациям. Природо-ориентированные решения, такие как восстановление ландшафтов, могут снизить ущерб от оползней до 26 млн долларов.
Потребности в финансировании
В отчёте отмечается, что Кыргызстан сможет эффективно противостоять климатическим рискам при совместных усилиях государства и частного сектора. Ожидается, что расходы на адаптацию будут покрываться за счёт государственных ресурсов без ущерба для макроэкономической стабильности благодаря устойчивости государственных финансов. Более динамичный частный сектор может ускорить экономический рост и снизить климатические потери, а затраты на декарбонизацию приведут к росту долга, не подрывая его устойчивости к 2050 году. Ключевыми инструментами станут углеродное ценообразование, «зелёные» стимулы для привлечения частных инвестиций, региональное сотрудничество в области гидроэнергетики и международное климатическое финансирование.
Основные рекомендации отчёта:
- Комплексное планирование и меры адаптации в сфере ирригации и сельского хозяйства для снижения водного дефицита и внедрения устойчивых культур.
- Укрепление инфраструктуры и управление ландшафтами для повышения устойчивости к экстремальным погодным явлениям.
- Совершенствование систем готовности к чрезвычайным ситуациям и управления рисками.
- Ускорение повышения энергоэффективности и укрепление энергетической безопасности, а также проведение реформ, направленных на стимулирование частных инвестиций.
- Формирование условий для привлечения значительных внутренних и иностранных частных инвестиций и климатического финансирования.