Проект приказа об утверждении Положений о порядке проведения экспертизы промышленной безопасности и порядке проведения технического расследования причин аварий и инцидентов на опасных производственных объектах
07-july 2023, 12:16
Об утверждении Положений о порядке проведения экспертизы промышленной безопасности и порядке проведения технического расследования причин аварий и инцидентов на опасных производственных объектах
В целях обеспечения безопасности по защите жизни и здоровья людей, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества от опасных и вредных факторов, возникающих при строительстве и эксплуатации опасных производственных объектов, в соответствии спостановлениемКабинета Министров Кыргызской Республики от 03 марта 2023 года № 115 «О делегировании отдельных нормотворческих полномочий Кабинета Министров Кыргызской Республики государственным органам и исполнительным органам местного самоуправления»,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Положение о порядке проведения экспертизы промышленной безопасности согласно приложению № 1.
2.Утвердить Положение опорядке проведения технического расследования причин аварий и инцидентов на опасных производственных объектахсогласно приложению №2.
3. Управлению регулирования промышленной безопасности Министерства природных ресурсов, экологии и технического надзора Кыргызской Республики:
– принять меры по официальному опубликованию настоящего приказа в соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики «Об источниках официального опубликования нормативных правовых актов Кыргызской Республики» от 26 февраля 2010 года № 117;
– в течение трех рабочих дней со дня официального опубликования направить копии настоящего приказа в двух экземплярах на государственном и официальном языках, на бумажном и электронном носителях, с указанием источника опубликования указанного приказа, в Министерство юстиции Кыргызской Республики для включения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики;
– в течение трех рабочих дней со дня вступления в силу настоящего приказа направить копии приказа в Администрацию Президента Кыргызской Республики для информации.
4. Признать утратившими силу приказы Государственного комитета промышленности, энергетики и недропользования Кыргызской Республики
от 29 мая 2018 года № 01-7/253 и от 24 апреля 2018 года № 01-7/202.
5. Настоящий приказ вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования.
6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра Министерства природных ресурсов, экологии и технического надзора Кыргызской Республики.
Врио министра | Т.С. Салыков |
Приложение №1
Положение
о порядке проведения экспертизы промышленной безопасности
1. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения экспертизы промышленной безопасности (далее - экспертиза), требования к оформлению заключения экспертизы, требования к экспертам в области промышленной безопасности (далее - эксперты), порядок аттестации экспертов в области промышленной безопасности.
2. Настоящее Положение применяется при проведении экспертизы объектов, предусмотренных частью 1 статьи 5 Закона Кыргызской Республики «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - объекты экспертизы).
2. Проведение экспертизы
3. Экспертиза проводится с целью определения соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности и основывается на принципах альтернативности в выборе экспертов (кроме объектов общегосударственного значения), объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.
4. Экспертиза проводится экспертами уполномоченного органа, наделенным специальными разрешительными функциями и осуществляющим разработку государственной политики и нормативно-правового регулирования в области промышленной безопасности (далее - уполномоченный орган) назначенных приказом и (или) экспертами специализированной организацией, имеющей аттестованных экспертов, которые обладают специальными навыками в области промышленной безопасности и соответствуют требованиям, указанными в пункте 14 настоящего Положения.
5. Срок проведения экспертизы не должен превышать одного месяца со дня получения уполномоченным органом и (или) специализированной организацией от заказчика комплекта проектных материалов. Для объектов недр общегосударственного значения - в течение 3 месяцев.
6. В комплект проектных материалов входят:
- проектные решения (пояснительная записка, таблицы, расчеты опасных зон, требования и мероприятия по обеспечению безопасности работ пристроительстве опасногопроизводственного объекта, по предупреждению аварий и локализации их последствий с необходимыми обоснованиями и расчетами, графические материалы) с подписями исполнителей проектных решений, утверждающих и согласовывающих проектные материалы;
- результаты и выводы проведенных научно-исследовательских работ, инженерно-геологических изысканий (при необходимости);
- обоснованные и достаточные решения по обеспечению промышленной безопасности, учитывающие особо сложные геологические и гидрогеологические условия строительства, сейсмичность, оползневые и другие опасные природные явления (при необходимости);
- список использованных нормативных правовых актов и методической литературы.
Изменения и дополнения, вносимые в проектные решения, подлежат повторной экспертизе. В случае замены технического устройства на аналогичные типы оборудования повторная экспертиза на проектную документацию не проводится.
7. Эксперт приступает к проведению экспертизы после предоставления заказчиком проектных материалов необходимых для проведения экспертизы.
8. При проведении экспертизы устанавливается полнота относящихся к объекту экспертизы проектных материалов.
3. Оформление заключения экспертизы
9. Результатом проведения экспертизы является заключение, которое подписывается экспертом (экспертами), проводившим (проводившими) экспертизу.
Заключение экспертизы утверждается руководителем и заверяется печатью уполномоченного органа или специализированной организации.
10. Уполномоченный орган или специализированная организация обеспечивает учет выданных заключений экспертизы и хранение их копий.
11. Заключение экспертизы содержит:
1) наименование уполномоченного органа или специализированной организации, наименование проектной документации подлежащей экспертизепромышленной безопасности;
2) вводную часть, включающую:
- основание для проведения экспертизы;
- сведения об экспертах специализированной организации (сведения об аттестации на знание требований промышленной безопасности, номер и дата выдачи квалификационного аттестата, срок его действия); сведения об экспертах уполномоченного органа (занимаемая должность);
- данные о заказчике проектной документации (наименование организации);
- данные о проектной организации (наименование организации);
- цель экспертизы;
3) краткую характеристику и назначение объекта экспертизы;
4) результаты проведенной экспертизы со ссылками на положения нормативных правовых актов в области промышленной безопасности, согласно которым проводилась оценка соответствия объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности, выводы заключения экспертизы.
12. Заключение экспертизы содержит один из следующих выводов о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности:
- вывод «рекомендуется для практического применения» делается в случае отсутствия нарушений в проектных решениях. При этом эксперты в праве поставить условия для дальнейшей реализации проектных решений. Информацию о выполнении условий заказчик и (или) проектная организация предоставляет в уполномоченный орган или специализированную организацию;
- вывод «не рекомендуется для практического применения» делается экспертом в случае, если выявленное нарушение может повлечь аварии, инциденты и травматизм на опасном производственном объекте.
13. Специализированная организация уведомляет уполномоченный орган о проведении экспертизы промышленной безопасности в письменном виде, направив копию утвержденного экспертного заключения с его регистрационным номером и датой утверждения.
4. Требования к эксперту
14. Экспертом может быть гражданин Кыргызской Республики, который должен:
- иметь высшее техническое образование и опыт работы в сфере промышленной безопасности опасных производственных объектах;
- знать нормативные правовые акты Кыргызской Республики, технические документы по вопросам промышленной безопасности опасных производственных объектов, связанные с объектами экспертизы.
15. Эксперту запрещается участвовать в проведении экспертизы в отношении опасных производственных объектов, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании организации, в трудовых отношениях с которой он состоит.
16. Эксперт обязан:
- определять соответствие объектов экспертизы требованиям промышленной безопасности путем проведения анализа материалов, предоставленных на экспертизу, готовить заключение экспертизы и представлять его руководителю уполномоченного органа и (или) специализированный организации, проводящей экспертизу, для утверждения;
- обеспечивать объективность и обоснованность выводов заключения экспертизы.
5. Аттестация эксперта специализированной организации
17. Аттестация эксперта специализированной организации проводится в целях подтверждения достаточности его профессиональных знаний, теоретической и практической подготовки, опыта, компетентности, навыков в области экспертизы, необходимых для проведения соответствующих экспертных работ по объектам и (или) видам деятельности.
18. Аттестация эксперта проводится аттестационной комиссией, создаваемой приказом уполномоченного органа.
Число членов аттестационной комиссии должно быть нечетным.
Решение об аттестации кандидата в эксперты принимается большинством голосов членов аттестационной комиссии.
19. Процедура аттестации эксперта включает:
- подачу кандидатом в эксперты заявления на аттестацию и прилагаемых к нему документов в соответствии с приложением 1 к настоящему Положению;
- проведение анализа заявления, достаточности и полноты прилагаемых к нему документов, направление заявителю сообщения о сроках проведения аттестации;
- проведение квалификационного экзамена, выставление оценки результатов экзамена;
- принятие решения о возможности аттестации (отказе в аттестации) и присвоении кандидату в эксперты квалификации по видам экспертных работ,соответствующей объекту экспертизы;
- оформление, регистрацию и выдачу эксперту квалификационного аттестата;
- письменное сообщение кандидату в эксперты об отказе в аттестации с указанием причин - при отрицательном решении.
20. Кандидат в эксперты документально подтверждает достоверность информации о себе.
При выявлении недостоверной информации кандидат в эксперты к аттестации не допускается.
21. Анализ заявления и прилагаемых к нему документов проводится уполномоченным органом на предмет их достаточности и полноты содержания.
Срок рассмотрения документов не должен превышать 15 рабочих дней.
22. Квалификационный экзамен включает две части:
часть I - письменный общий;
часть II - письменный специальный.
Все части экзамена проводятся в одно время.
23. Письменный общий экзамен (часть I) содержит вопросы для проверки знания нормативных правовых актов, основных требований к составу и содержанию экспертного заключения.
24. Письменный специальный экзамен (часть II) содержит вопросы по требованиям технических и методических документов по объектам и (или) видам деятельности в соответствии с заявленной областью аттестации.
25. Экзаменационные билеты содержат не менее 4 и не более 8 вопросов по заявленной области аттестации.
Вопросы для экзаменационных билетов выбираются случайным образом из сборника экзаменационных вопросов.
Сборники экзаменационных вопросов разрабатываются и утверждаются уполномоченным органом.
Сборники экзаменационных вопросов должны в полной мере охватывать специфику деятельности экспертов и содержать вопросы, позволяющие оценить компетентность кандидатов в эксперты.
26. По результатам квалификационного экзамена аттестационной комиссией оформляется протокол (в котором приводятся результаты сдачи квалификационного экзамена кандидатом в эксперты) в соответствии с приложением 2 к настоящему Положению. Кандидата в эксперты знакомят с результатами прохождения квалификационного экзамена под подпись.
27. Кандидат в эксперты считается сдавшим квалификационный экзамен, если по каждой части экзамена ответил не менее чем на 66% вопросов.
28. Кандидат в эксперты, не сдавший квалификационный экзамен (ответивший менее чем на 66% вопросов), допускается к пересдаче экзамена не ранее чем через три месяца.
29. Решение об аттестации (отказе в аттестации) принимается аттестационной комиссией на основании анализа результатов прохождения квалификационного экзамена (протокола заседания аттестационной комиссией) и оценки квалификации эксперта на основании результатов рассмотрения документов, предоставленных в соответствии с требованиями к экспертам по промышленной безопасности.
30. Результаты заседания аттестационной комиссии отражаются в протоколе, оформляемом уполномоченным органом по форме, согласно приложению 3 к настоящему Положению.
31. На основании положительного решения аттестационной комиссии уполномоченный орган в срок, не превышающий пяти рабочих дней после подписания протокола заседания аттестационной комиссии, оформляет квалификационный аттестат по форме, согласно приложению 4 к настоящему Положению, в котором указывается область аттестации и присваивается соответствующая квалификация (эксперт) в области промышленной безопасности по объекту (объектам) экспертизы.
Квалификационный аттестат действует 3 года.
32. Решение об отказе в аттестации аттестационной комиссией оформляется по форме, согласно приложению 5 к настоящему Положению.
33. При прохождении кандидатом в эксперты в течение срока действия квалификационного аттестата аттестации в дополнительной области ему выдается новый квалификационный аттестат с другим номером, действующий наряду с имеющимся.
34. В случае утери или порчи квалификационного аттестата, срок действия которого еще не истек, уполномоченный орган по заявлению аттестованного эксперта выдает новый квалификационный аттестат с отметкой "Дубликат".
35. При повторной аттестации (после окончания срока действия аттестата) эксперт проходит аттестацию в порядке, установленном в настоящей главе.
36. После прохождения процедуры повторной аттестации уполномоченный орган выдает эксперту новый квалификационный аттестат сроком на 3 года.
37. Квалификационный аттестат прекращает свое действие с момента окончания срока, на который он был выдан. Прекращение действия квалификационного аттестата до окончания срока, на который он был выдан, осуществляется в случае, если:
- установлены факты нарушения, затрагивающие области аттестации эксперта;
- установлен значительный перерыв (более одного года) в работе эксперта в той области аттестации, на которую распространяется квалификационный аттестат.
38. Решение о досрочном прекращении действия квалификационного аттестата принимается аттестационной комиссией после рассмотрения документов в следующих случаях:
- добровольного отказа от квалификационного аттестата;
- возникновения обстоятельств, при которых имеются медицинские противопоказания к осуществлению работ по проведению экспертизы промышленной безопасности;
- вступления в законную силу обвинительного приговора суда;
- более одного года эксперт не участвовал в проведении экспертизы.
39. Решение о прекращении действия квалификационного аттестата направляется эксперту.
Приложение 1 |
Форма
ЗАЯВЛЕНИЕ
_________________________________________________________________________
(ФИО заявителя)
_________________________________________________________________________
(адрес юридический, адрес почтовый, телефон, факс, e-mail)
Просит _______________________________________________________________
(наименование уполномоченного органа)
провести аттестацию для получения квалификации эксперт в области промышленной безопасности по следующим объектам экспертизы:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
ИНН физического лица_____________________________________________________
_________________________________________________________________________
(паспортные данные: № и серия паспорта, кем и когда выдан; место жительства)
Приложение:
- копии документов, подтверждающих образование;
- копииудостоверений;
- копия паспорта;
- копия трудовой книжки;
- две цветные фотографии (3x4 см).
______________________________________________________
(ФИО заявителя и его подпись)
Приложение 2 |
Форма
ПРОТОКОЛ № _________
заседания экзаменационной комиссии
_________________________________________________________________________
(наименование уполномоченного органа)
__________________
(дата)
Комиссия в составе:
Председатель комиссии: _________________________________________________________________
Члены комиссии:________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
провела квалификационный экзамен среди кандидатов в эксперты, осуществляющих оценку соответствия (указать вид оценки соответствия) в _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
(указать отраслевую специфику, например: в нефтяной и газовой промышленности)
№ пп | ФИО кандидата в эксперты | Должность | Органи-зация | Область аттестации | Уровень квалификации (эксперт/ эксперт высшей квалификации) | Результат экзамена (сдан/не сдан) | С резуль-татами ознакомлен |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Председатель комиссии _____________________________________________
(подпись)
Члены комиссии ___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
(подписи)
Приложение 3 |
Форма
ПРОТОКОЛ № _________
заседания аттестационной комиссии
_________________________________________________________________________
(наименование уполномоченного органа)
__________________
(дата)
Комиссия в составе:
Председатель комиссии: __________________________________________________
Члены комиссии: ________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
провела оценку соответствия кандидатов в эксперты, осуществляющих оценку соответствия (указать вид оценки соответствия) в _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
(указать отраслевую специфику, например: в нефтяной и газовой промышленности)
№ пп. | ФИО кандидата в эксперты | Должность | Организация | Область аттестации | Уровень квалификации (эксперт) | Номер удостове-рения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Председатель комиссии: ___________________________________________
(подпись)
Члены комиссии: ________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
(подписи)
Приложение 4 |
Форма
(лицевая сторона)
Оценка соответствия в области промышленной безопасности
_____________________________________________________________________________
(наименование уполномоченного органа)
№ ХХХХ
Квалификационный аттестат эксперта
№ ХХХХ
Фото ____________________________________
(фамилия)
_____________________________________
(имя)
_____________________________________
(отчество)
______________________________________
(ИНН эксперта)
(оборотная сторона)
Аттестован в соответствии с Положением о порядке проведения экспертизы
промышленной безопасности
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
(указывается вид оценки соответствия и отраслевая специфика)
Срок действия квалификационного аттестата № ____________, согласно протоколу
от «___» ______________ 202__ г. № _________) до «___» _______________ 202_ г.
Область аттестации: _______________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(указываются области аттестации)
Председатель аттестационной комиссии ___________________ ______________
(ФИО) (подпись)
Руководитель уполномоченного органа ____________________ ______________
(ФИО) (подпись)
М.П.
Приложение № 2
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении технического расследования причин аварий и инцидентов на опасных производственных объектах
1. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет порядок проведения технического расследования причин аварий и инцидентов на опасных производственных объектах, эксплуатируемых организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности на территории Кыргызской Республики, в том числе оформления, регистрации, учета и анализа материалов проведенного технического расследования.
2. Настоящее Положение устанавливает обязательные требования для работников министерств, ведомств и организаций, участвующих в составе назначаемых комиссий по техническому расследованию причин аварий и инцидентов на опасных производственных объектах, а также привлекаемых к участию в его и связанных в силу своих функциональных или должностных обязанностей с необходимостью установления обстоятельств и причин происшедших аварий и инцидентов на опасных производственных объектах.
3. По каждому факту возникновения аварии, инцидента на опасных производственных объектах осуществляется техническое расследование их причин.
4. Контроль за соблюдением установленного настоящим Положением порядка расследования и учета аварий, а также за своевременным выполнением мероприятий по устранению причин, вызывавших аварию, осуществляет уполномоченный орган, наделенный контрольными и надзорными функциями в области промышленной безопасности (далее - контролирующий орган).
2. Порядок работы комиссии по техническому расследованию
причин аварии на опасном производственном объекте.
5. Техническое расследование причин аварии на опасном производственном объекте направлено на установление обстоятельств и причин аварии, размера причиненного вреда, ответственных лиц, виновных в происшедшей аварии, а также на разработку мер по устранению ее последствий и профилактических мероприятий по предупреждению аналогичных аварий на данном и других опасных производственных объектах.
Аварии, приведшие к чрезвычайным ситуациям, классификация которых установлена постановлением Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Классификации чрезвычайных ситуаций и критериев их оценки в Кыргызской Республике» от 17 ноября 2011 года № 733, расследуются как чрезвычайные ситуации.
При наличии несчастного случая (тяжелого, группового, со смертельным исходом), происшедшего в результате аварии, установление причин несчастного случая (тяжелого, группового, со смертельным исходом) осуществляется в соответствии с Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденным постановлением Правительства Кыргызской Республики от 27 февраля 2001 года
№ 64.
6. В случае возникновения аварии или инцидента на опасном производственном объекте организация, эксплуатирующая опасный производственный объект:
- в течение одного дня незамедлительно в письменной форме согласно приложению 1 к настоящему Положению сообщает об аварии или инцидентах в контролирующий государственный орган, осуществляющий контрольные и надзорные функции в области промышленной безопасности, вышестоящий орган (организацию) (при наличии таковых), орган местного самоуправления, территориальное объединение профсоюзов;
- при авариях, сопровождающихся выбросами, разливами опасных веществ, взрывами, пожарами, дополнительно сообщает о них в государственные органы в области гражданской защиты и санитарно-эпидемиологического благополучия;
- сохраняет обстановку на месте аварии до начала расследования, за исключением случаев, когда необходимо вести работы по ликвидации аварий и сохранению жизни и здоровья людей;
- принимает меры по защите жизни и здоровья работников и окружающей среды.
7. На опасном производственном объекте техническое расследование причин аварии проводится специальной комиссией по техническому расследованию причин аварии на опасном производственном объекте (далее - комиссия), возглавляемой представителем контролирующего органа в области промышленной безопасности, согласновозложенным на него Кабинетом Министров Кыргызской Республики функциональным обязанностям.
Комиссия создается приказом контролирующего органа в течении 3-х дней после получения оперативного сообщения об аварии.
8. Техническое расследование причин аварии на опасном производственном объекте, имеющей масштабный характер со значительным экологическим и материальным ущербом, проводится государственной комиссией, образуемойКабинетом МинистровКыргызской Республики.
9. В состав комиссии включаются представители:
- государственных органов исполнительной власти Кыргызской Республики, в том числе контрольно-надзорных органов, местной государственной администрации и органов местного самоуправления, на территории которых располагается опасный производственный объект;
- отраслевого профсоюза;
- организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, либо вышестоящей организации (при наличии таковой).
В состав комиссии также могут включаться представители некоммерческих организаций в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Комиссия может привлекать к расследованию причин аварии экспертные организации и специалистов в области промышленной безопасности, изысканий, проектирования, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, страхования, изготовления оборудования.
При аварии, произошедшейна опасном производственном объекте, связанной с разрушением сооружений и (или) технических устройств, неконтролируемым взрывом и (или) выбросом опасных веществ, в состав комиссии включается должностное лицо уполномоченного государственного органа, осуществляющего контроль в области охраны окружающей среды, а также для уточнения данных о последствиях аварии и уровнях загрязнения привлекаются соответствующие эксперты (экспертные организации) и лаборатории, аккредитованные в установленном порядке, для проведения качественных и количественных измерений.
При возникновении случаев отравлений и острых профессиональных заболеваний на производстве, возникших в результате аварии, в работе комиссии в обязательном порядке принимают участие представители уполномоченных органов в области санитарно-эпидемиологического благополучия.
В состав комиссии должно входить нечетное число членов. Число членов комиссии от одного государственного органа недолжнопревышать одной трети от общего состава комиссии.
10. В соответствии со статьей 12 Закона Кыргызской Республики
«О промышленной безопасности опасных производственных объектов» Кабинет Министров КыргызскойРеспублики при несчастных случаях со смертельным исходом принимает решение о создании государственной комиссии по техническому расследованию причин аварии, произошедшей на опасном производственном объекте.
11. В течение пятнадцати рабочих дней со дня создания комиссии комиссией составляется акт технического расследования причин аварии (далее - акт расследования) по форме, согласно приложению № 2 к настоящему Положению, и готовятся другие необходимые материалы.
При несчастном случае (тяжелого, группового, со смертельным исходом), произошедшего в результате аварии на опасном производственном объекте, расследование причин несчастного случая (тяжелого, группового, со смертельным исходом) проводится комиссией с составлением соответствующего актапо форме, установленной «Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве»,утвержденным постановлением Правительства Кыргызской Республики от 27 февраля 2001 года № 64.
12. Акт расследования подписывается всеми членами комиссии. При отказе члена комиссии от подписания акта расследования к указанному документу прилагается его особое мнение с аргументированным обоснованием отказа.
13. В зависимости от характера аварии и необходимости проведения дополнительных исследований и экспертиз срок технического расследования причин авариипродлеваетсяприказом контролирующего органа на основании служебной записки председателя комиссии, но не более чем на 15 календарных дней.
Приказ о продлении срока технического расследования причин аварии и обоснование причин такого продления прилагаются к акту расследования.
14. В ходе расследования комиссия осуществляет следующие мероприятия:
1) производит осмотр, фотографирование (в цвете),видеосъемку, составляет схемы и эскизы места аварии, протокол осмотра места аварии;
2) взаимодействует со спасательными подразделениями, рассматривает докладные записки военизированных горноспасательных частей, газоспасательных служб и служб организации, оперативные журналы организации и военизированных горноспасательных частей о ходе ликвидации аварии;
3) опрашивает очевидцев аварии, должностных лиц и получает от них письменные объяснения;
4) выясняет обстоятельства, предшествовавшие аварии, устанавливает причины их возникновения;
5) выясняет характер нарушения технологических процессов, условий эксплуатации оборудования;
6) проверяет состояние производственного контроля;
7) оценивает достаточность соблюдения требований промышленной безопасности для предупреждения аварий;
8) проверяет акты проверок контролирующего органа на предмет возможного раннего выявления причин и условий, приведших к аварии и своевременно не устранимых, либо отсутствия таковых со стороны должностного лица контролирующего органа;
9) проверяет соответствие объекта или технологического процесса проектным решениям;
10) проверяет правомерность принятых проектных решений и внесения изменений в них, а также их выполнение;
11) проверяет соответствие области применения оборудования;
12) проверяет наличие и исправность средств защиты персонала;
13) проверяет квалификацию инженерно-технических работников (ИТР) и персонала, обслуживающего опасный производственный объект;
14) проверяет наличие договора (полиса) страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации объекта;
15) проверяет качество технической документации на эксплуатацию объекта;
16) на основе опроса очевидцев, рассмотрения технической документации, экспертных заключений (при необходимости), технического эксперимента, результатов осмотра места аварии и проведенной проверки устанавливает причины аварии и сценарий ее развития;
17) определяет допущенные нарушения требований промышленной безопасности, послужившие причиной аварии, и лиц, ответственных за допущенные нарушения;
18) анализирует работу, осуществляемую службой производственного контроля организации и должностными лицами ее структурных подразделений, по обеспечению промышленной безопасности объекта и его безаварийной работы;
19) предлагает меры по устранению причин аварии, предупреждению возникновения подобных аварий;
20) предварительно определяет в установленном порядке размер причиненного вреда, включающего прямые потери, социально-экономические потери, потери из-за простоя объекта.
15. Для проведения экспертизы причин и характера разрушений сооружений и (или) технических устройств решением председателя комиссии образуются экспертные группы, заключения которых прилагаются к акту расследования.
16. Организацией, на объекте которой произошла авария, осуществляется расчет вреда (экономического и экологического ущерба) от аварии, который подписывается руководителем и главным бухгалтером организации. Расчет вреда осуществляется эксплуатирующей организацией и прилагается к акту расследования.
По поручению председателя комиссии представленные документы по расчету вреда, причиненного аварией,направляютсяв соответствующие экспертные организации для получения заключения.
17. По результатам технического расследования причин аварии в течение трех дней руководитель организации издает приказ, определяющий меры по устранению причин и последствий аварии, по обеспечению безаварийной и стабильной работы производства.
По результатам технического расследования причин аварии в течение месяца контролирующий орган обязан определить меры по привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушения требований нормативных правовых актов Кыргызской Республики в области промышленной безопасности,в порядке, установленных законодательством Кыргызской Республики.
18. Письменная информация о выполнении мероприятий, предложенных комиссией, в течение десяти календарных дней после окончания сроков выполнения каждого пункта мероприятий, предложенных комиссией, представляется руководителем организации в уполномоченный контролирующий орган и в организации, представители которых участвовали в техническом расследовании причин аварии.
19. Финансирование расходов технического расследования причин аварии осуществляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, на котором произошла авария.
3. Порядок оформления, учета и анализа материалов
технического расследования причин аварии на опасном
производственном объекте.
20. Материалы технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте (далее - материалы технического расследования) включают в себя:
1) приказ контролирующего органа либо решение Кабинета Министров Кыргызской Республики о назначении комиссии;
2) акт расследования;
3) протокол осмотра места аварии с необходимыми графическими, фото- и видеоматериалами в цветном изображении;
4) письменное решение председателя комиссии о назначении экспертных групп (если в этом есть необходимость) и другие решения председателя комиссии;
5) заключения экспертов (экспертных групп) об обстоятельствах и причинах аварии с необходимыми расчетами, графическими материалами;
6) докладные записки военизированных горноспасательных частей, газоспасательных служб и служб организации о ходе ликвидации аварии, если они принимали в ней участие;
7) протоколы опроса очевидцев и объяснения лиц, причастных к аварии, а также должностных лиц организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, на которых возложена обязанность по осуществлению производственного контроля за соблюдение требований промышленной безопасности;
8) заверенные копии протоколов и удостоверений об обучении и аттестации персонала, обслуживающего опасный производственный объект, и заверенные выписки из журналов инструктажей по промышленной безопасности;
9) справки о размере причиненного вреда и оценку экономического ущерба (в том числе экологического) от аварии;
10) копию договора (полиса) страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации объекта;
11) сведения о нарушениях требований нормативных правовых актов по промышленной безопасности (с указанием конкретных статей/пунктов);
12) справку о причинах несвоевременного сообщения об аварии в контролирующий орган (при сроке задержки более суток);
13) приказ уполномоченного контролирующего органа о продлении сроков расследования причин аварии (в случае, если расследование продлевалось).
21. Перечень материалов технического расследования причин аварии определяется председателем комиссии в зависимости от характера и обстоятельств аварии. К материалам технического расследования причин аварии прилагается опись всех прилагаемых документов.
22. Комиссией принимаются к рассмотрению подлинники (оригиналы) документов, с которых, при необходимости, снимаются копии и/или делаются выписки. Копии документов и/или выписки заверяются должностным лицом организации, в которой произошла авария. Представляемые документы не должны содержать исправлений и подчисток и ненадлежаще оформленных (не заверенных в установленном порядке) поправок и дополнений.
23. Не позднее трех рабочих дней после окончания расследования по одному комплекту материалов технического расследования направляется организацией, на объекте или с техническим устройством которой произошла авария, в уполномоченный контролирующий орган, в соответствующие органы (организации), представители которых принимали участие в работе комиссии по техническому расследованию причин аварии, и в другие органы (организации), определенные комиссией.
По решению комиссии материалы расследования авариив случаях необходимости дальнейшего расследования направляютсяв органы прокуратуры по месту нахождения объекта.
24. Учет аварий ведется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, в специальном журнале по форме согласно приложению 3 к настоящему Положению.
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, по мотивированным запросам контролирующего органа, органов местного самоуправления представляет информацию о причинах возникновения аварий и принимаемых мерах по их устранению (предупреждению) в течение трех рабочих дней после получения запроса.
25. Контролирующий орган в установленном порядке организуется учет, обобщение и анализ информации о происшедших авариях, их причинах и принятых мерах по предотвращению подобных аварий.
4. Порядок расследования причин инцидентов на опасных производственных объектах, их учета и анализа.
26. Расследование причин инцидентов на опасных производственных объектах, их учет и анализ осуществляются в порядке, утвержденном организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект.
27. Для расследования причин инцидентов приказом руководителя организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, создается комиссия. Состав комиссии включает в себя нечетное число членов. Необходимость участия представителя контролирующего органа определяется руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.
28. Результаты работы по установлению причин инцидента оформляются актом расследования причин инцидента по форме, установленной организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект. Акт расследования причин инцидентов должен содержать информацию о дате и месте инцидента, его причинах и обстоятельствах, принятых мерах по ликвидации инцидента, продолжительности простоя и материальном ущербе, в том числе вреде, нанесенном окружающей среде, а также о мерах по устранению причин инцидента.
29. Учет инцидентов на опасном производственном объекте ведется в специальном журнале поформе, согласноприложению 4 к настоящему Положению.
30. Не реже одного раза в квартал в контролирующий орган направляется информация организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, о происшедших инцидентах, в которой указывается:
1) количество инцидентов;
2) характер инцидентов;
3) анализ причин возникновения инцидентов;
4) меры, принятые по устранению причин возникновения инцидентов.
31. Контролирующим органом в процессе проведения надзорной деятельности осуществляется проверка правильности проведения технических расследований инцидентов на опасных производственных объектах, а также проверка достаточности мер, принимаемых по результатам таких расследований.
Приложение № 1
к Положению о проведении
технического расследования причин
аварий и инцидентов на опасных
производственных объектах
Форма
ОПЕРАТИВНОЕ СООБЩЕНИЕ ОБ АВАРИИ
Неконтролируемый взрыв | ||
Выброс опасных веществ | ||
Разрушение сооружений | ||
Повреждение, разрушение технических устройств | ||
Нарушение режима работы | ||
Аварийное отключение | ||
Другое (указать) |
Наличие пострадавших**: __________________________________________________________________
Дата и время аварии: __________________________________________________________________
Организация: __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Местонахождение организации (область, район, город и т.п.):
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Место аварии (производство, участок, цех и т.п.): __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Обстоятельства аварии и ее последствия (в т.ч. травмирования): __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Организации, принимающие участие в ликвидации аварии: __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Передал(а): фамилия, инициалы, должность, телефон, подпись: __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Принял(а):фамилия, инициалы, должность, подпись: __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Дата и время приема: __________________________________________________________________
Причина задержки передачи информации в установленный срок (указать при задержке более 24 часов): __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Примечание:
* - Пометить галочкой в правой колонке.
** - Указать количество пострадавших, из них – погибших. В этом случае к оперативному сообщению об аварии прикладывается оперативное сообщение о несчастном случае (тяжелом, групповом, со смертельным исходом), приведенное в Положении о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденным постановлением Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве» от 27 февраля 2001 года № 64.
Дополнение
к Приложению № 1
ИНФОРМАЦИЯ
об авариях на объекте трубопровода химически опасных,
взрывоопасных и горючих жидкостей и газов
1. Наименование объекта, номер километра (км) по трассе:
_______________________________________________________________
2. Регистрационный номер объекта: _______________________________________________________________
3. Наименование вещества: _______________________________________________________________
4. Объем утечки, м3: _______________________________________________________________
5. Информация по трубопроводу:
5.1. Диаметр, мм: ________________________________________________
5.2. Толщина стенки, мм: _________________________________________
5.3. Марка стали: ________________________________________________
5.4. Год ввода в эксплуатацию: ____________________________________
5.5. Максимально разрешенное рабочее давление, МПа: _______________
5.6. Давление в момент аварии, МПа: _______________________________
6. Характер аварии: _______________________________________________________________
_______________________________________________________________
7. Продолжительность истечения (утечки) во времени до ликвидации аварии, ч: ______________________________________________________
8. Если утечка не устранена, то указать:
8.1. Ожидаемый объем утечки до ее устранения, мЗ: _______________________________________________________________
8.2. Время до устранения утечки, ч:_______________________________________________________________
9. Характеристика места утечки (указать: бетон/твердые покрытия; гравий/песок; пастбище и т.д.): _______________________________________________________________
10. После утечки (указать последствия):
10.1. Попадание в водоток: _______________________________________________________________
10.2. Впитывание в грунт: _______________________________________________________________
10.3. Попадание в водоносный горизонт: _______________________________________________________________
_______________________________________________________________
11. Удалось ли полностью убрать загрязнения, вызванные утечкой: _______________________________________________________________
_______________________________________________________________
12. Предпринятые или предпринимаемые меры по ликвидации загрязнений:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
12.1. Методы очистки: _______________________________________________________________
_______________________________________________________________
12.2. Дата окончания очистки: _______________________________________________________________
12.3. Привлекаемый подрядчик (указать): _______________________________________________________________
_______________________________________________________________
12.4. Применяемые методы хранения собранной жидкости: _______________________________________________________________
_______________________________________________________________
13. Погодные условия: _______________________________________________________________
14. Метод и обстоятельства обнаружения утечки: _______________________________________________________________
_______________________________________________________________
15. Ближайший водоем: _______________________________________________________________
16. Расстояние до водоема, км:
_______________________________________________________________
17. Перерыв в работе (дата, время): _______________________________________________________________
18. Воздействие на потребителя: _______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
19. Описание последствий, возможная причина: _______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
20. Вид ремонта:
_______________________________________________________________
Начало: _____________________ Окончание: ________________________
21. Координаты лица, сообщившего об аварии: _______________________________________________________________
Примечание. При необходимости к форме прилагаются дополнительные листы.
Приложение № 2
к Положению о проведении
технического расследования причин
аварий и инцидентов на опасных
производственных объектах
Форма
АКТ
технического расследования причин аварии,
происшедшей «___» __________ 20 ___ года
1. Реквизиты организации (название организации, ее организационно-правовая форма, форма собственности, адрес, фамилия и инициалы руководителя организации, телефон, факс с указанием кода, адрес электронной почты):
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Состав комиссии технического расследования причин аварии:
Председатель комиссии: __________________________________________________________________
(должность, фамилия, инициалы)
Члены комиссии:
__________________________________________________________________
(должность, фамилии, инициалы)
__________________________________________________________________
(должность, фамилии, инициалы)
__________________________________________________________________
(должность, фамилии, инициалы)
3. Характеристика организации (объекта, участка) и места аварии:
Наряду с данными о времени ввода объекта в эксплуатацию, его местоположении, указываются:
- наличие договора страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации объекта;
- проектные данные;
- изменения, внесенные в проект, и их причины;
- характеристика состояния объекта перед аварией;
- режим работы объекта (оборудования) до аварии (утвержденный, фактический, проектный);
- сведения об аналогичных авариях на данном участке (объекте), если они происходили;
- принимаемые меры по соблюдению лицензионных требований и условий;
- принимаемые меры по выполнению замечаний и рекомендаций заключений экспертизы.
4. Квалификация обслуживающего персонала, руководителей и специалистов объекта, ответственных лиц, причастных к аварии. Указывается такженазвание учрежденияи период обучения по промышленной безопасности.
5. Обстоятельства аварии, допущенные нарушения требований законодательства.
Описываются обстоятельства аварии и сценарий ее развития, информация о пострадавших, указывается, какие факторы привели к аварийной ситуации и ее последствиям (нарушение законодательства, технической документации, др.).
Описываются технологический процесс, действия обслуживающего персонала и должностных лиц. Излагается последовательность событий, приведших к аварии.
6. Технические и организационные причины аварии.
На основании изучения технической документации, осмотра места аварии, опроса очевидцев и должностных лиц, экспертных заключенийкомиссией формируются выводы о причинах аварии.
7. Мероприятия по локализации и устранению причин аварии.
Излагаются меры по ликвидации последствий аварии и предупреждению подобных аварий, сроки выполнения мероприятий по устранению причин аварий.
8. Заключение о лицах, ответственных за допущенную аварию.
Указываются лица, допустившие нарушения норм и правил безопасности, которые привели к аварии. При этом указывается, какие требования законодательства Кыргызской Республики не выполнены или нарушены конкретным лицом, исполнителем работ.
9. Экономический ущерб от аварии.
Ущерб от аварии рассчитывается с учетом следующих составляющих:
- прямые потери, связанные с финансовыми потерями эксплуатирующей организации (производственные фонды, материальные ценности, имущество третьих лиц);
- затраты на локализацию, ликвидацию аварии и расследование причин аварии;
- социально-экономические потери;
- косвенный ущерб;
- экологический ущерб;
- потери от выбытия трудовых ресурсов, вследствие аварий.
Техническое расследование причин аварии проведено и акт составлен
_______________________________________________________________
(число, месяц, год)
Приложение: материалы расследования аварии на _________листах.
Подписи:
Председатель комиссии: __________________________________________________________________
(фамилия, инициалы, дата)
Члены комиссии:
__________________________________________________________________
(фамилии, инициалы, дата)
__________________________________________________________________
(фамилии, инициалы, дата)
__________________________________________________________________
(фамилии, инициалы, дата)
Приложение № 3
к Положению о проведении
технического расследования причин
аварий и инцидентов на опасных
производственных объектах
Форма
ЖУРНАЛ
учета аварий, произошедшихна опасных производственных объектах
________________________________________________________________________________________________________ (полное название организации, эксплуатирующей опасный производственный объект)
_______________________________________________________________________________________________________,
(название территориального органа)
за _______полугодие _____________года
№ пп. | Место аварии, наименование объекта | Дата и время аварии | Вид аварии | Краткое описание возникновения, развития, ликвидации аварии, причины, какие статьи, пункты НПА, ПБ отрасли были нарушены | Наличие пострадавших | Экономический ущерб от аварии, (сом) | Продолжительность простоя допуска объекта в эксплуатацию, (часов, суток) | Лица, ответственные за допущенную аварию, и принятые к ним меры наказания | Дата направления материалов расследования в прокуратуру |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Приложение № 4
к Положению о проведении
технического расследования причин
аварий и инцидентов на опасных
производственных объектах
Форма
ЖУРНАЛ
учета инцидентов, произошедших на опасных производственных объектах
________________________________________________________________________________________________________
(полное название организации, эксплуатирующей опасный производственный объект)
за ________квартал ______________года
№ пп. | Место инцидента, наименование объекта | Дата и время аварии | Вид инцидента | Причины инцидента | Продолжительность простоя | Экономический ущерб от аварии, (сом) | Мероприятия, предложенные объекту для выполнения комиссией по расследованию причин инцидента | Отметка о выполнении мероприятий |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |