Кыргызская геологическая служба
30-august 2023, 16:55
Официальный сайт Кыргызской геологической службы
1. Общие положения Кыргызской геологической службы
1. Настоящее Положение определяет правовые и организационные основы деятельности Кыргызской геологической службы Министерства природных ресурсов, экологии и технического надзора Кыргызской Республики (далее - Служба).
2. Служба является правопреемником Департамента геологии и недропользования при Министерстве природных ресурсов, экологии и технического надзора Кыргызской Республики.
3. Служба является государственным органом исполнительной власти Кыргызской Республики, функционирующим в статусе подведомственного подразделения Министерства природных ресурсов, экологии и технического надзора Кыргызской Республики (далее - Министерство), реализующим государственную политику в области геологии и недропользования.
4. Служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Кыргызской Республики, законами Кыргызской Республики, актами Президента Кыргызской Республики, Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, Кабинета Министров Кыргызской Республики, а также международными договорами, вступившими в силу в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, являющимися составной частью правовой системы Кыргызской Республики, приказами и распоряжениями Министерства, а также настоящим Положением.
5. Служба обладает статусом юридического лица, имеет самостоятельный баланс и закрепленное за ним на праве оперативного управления имущество, расчетные, специальные и иные счета в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Организационно-правовая форма - учреждение.
6. Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с государственными органами Кыргызской Республики, аппаратами полномочных представителей Президента Кыргызской Республики в областях, местными государственными администрациями и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.
7. Финансирование Службы осуществляется за счет бюджетных средств, специальных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Кыргызской Республики.
8. Служба имеет печать с изображением Государственного герба Кыргызской Республики и своим наименованием на государственном и официальном языках, иные печати, штампы, бланки установленного образца.
9. Полное официальное наименование Службы:
- на государственном языке: "Кыргыз Республикасынын Жаратылыш ресурстары, экология жана техникалык көзөмөл министрлигинин Кыргыз геология кызматы";
- на официальном языке: "Кыргызская геологическая служба Министерства природных ресурсов, экологии и технического надзора Кыргызской Республики".
Юридический адрес: 720040, Кыргызская Республика, город Бишкек, бульвар Эркиндик, 2.
10. Служба и подведомственные ей предприятия и учреждения обеспечивают единую систему эффективного использования недр, включая расширение и восполнение запасов полезных ископаемых, их добычу и переработку. Выполнение исследовательских и методических работ по изучению недр осуществляется за счет средств республиканского бюджета и других источников.
2. Цели деятельности Службы
11. Целями деятельности Службы являются:
- реализация государственной политики в области геологии и недропользования;
- обеспечение рационального использования недр Кыргызской Республики.
3. Задачи Службы
12. Задачами Службы являются:
- системное комплексное геологическое изучение недр;
- государственное регулирование вопросов недропользования и совершенствование системы управления государственным фондом недр;
- охрана недр при проведении геологоразведочных работ и разработке месторождений полезных ископаемых;
- реализация единой технической политики в развитии топографо-геодезических и картографических работ, внедрение новейших достижений науки и техники и передового опыта при производстве картографических, топографо-геодезических работ в установленной сфере деятельности;
- создание благоприятных условий для развития горнодобывающей промышленности.
4. Функции Службы
13. Служба осуществляет следующие функции:
1) функции реализации отраслевой политики:
- реализует государственную политику в области геологии и недропользования;
- привлекает прямые иностранные и отечественные инвестиции на проведение геологоразведочных работ и в горнодобывающую промышленность;
- вносит предложения и участвует в разработке нормативных правовых актов, стратегий, программ, планов, договоров для эффективного развития геологии и недропользования и контролирует их выполнение;
- реализует стратегию использования, дальнейшего расширения и качественного улучшения минерально-сырьевой базы, объемы необходимых для этих целей материально-технических и финансовых ресурсов;
- изучает конъюнктуру мирового рынка полезных ископаемых и вносит предложения по совершенствованию структуры экспорта и внутреннего потребления минерального сырья;
- осуществляет по согласованию с Министерством представительство Кыргызской Республики в органах межгосударственного управления и международных организациях по вопросам, связанным с компетенцией Службы, в порядке и случаях, предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики и международными договорами, вступившими в силу в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, в сфере геологии и недропользования;
- участвует в составлении и реализации межгосударственных программ и международных договоров по изучению недр и освоению минерально-сырьевых ресурсов;
- разрабатывает и обеспечивает системное проведение геологического изучения территории Кыргызской Республики с целью выявления и прогноза новых месторождений полезных ископаемых и решения задач научно-прикладного значения;
- осуществляет решение проблем водохозяйственного обеспечения путем проведения гидрогеологических, инженерно-геологических и других специализированных работ, изучения режима и состояния подземных пресных и термально-минеральных вод, динамики опасных экзогенных геологических процессов, несущих угрозу населению и производственно-социальным комплексам;
- обобщает практику применения законодательства Кыргызской Республики по вопросам, отнесенным к своей компетенции, разрабатывает предложения по их совершенствованию;
- прогнозирует запасы минерального сырья и подземных источников воды для обеспечения нужд экономики, населения и Вооруженных Сил Кыргызской Республики в условиях военного времени;
- выполняет обязательства в сфере недропользования по конвенциям, проектам, программам, осуществляемым при финансово-технической поддержке иностранных доноров;
- вносит предложения по изучению и использованию недр и развитию предприятий горнопромышленного комплекса;
- содействует внедрению новейших технологий в сфере горного производства и геологии;
2) функции регулирования:
- выдает, продлевает, приостанавливает и отзывает лицензии на право пользования недрами в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в сфере геологии и недропользования, осуществляет мониторинг выполнения условий лицензионных соглашений;
- выдает экспертные технические заключения на импорт и экспорт товаров, экспертные заключения на импорт (экспорт) руд, концентратов, драгоценных металлов;
- списывает в установленном порядке погашенные или потерявшие экономическую ценность запасы месторождений полезных ископаемых;
- проводит экспертизу проектов горных, геолого-поисковых и разведочных работ в части охраны недр, включая проекты консервации и ликвидации объектов горнодобывающей отрасли;
- согласовывает в установленном порядке годовые отчеты и программы (планы) развития горных, геолого-поисковых и разведочных работ в части охраны недр, включая проекты консервации и ликвидации объектов горнодобывающей отрасли;
- осуществляет расчеты сборов за участие в конкурсе и/или аукционе на право пользования недрами, сборов за предоставление права пользования недрами, сборов за удержание лицензии на право пользования недрами;
3) функции координации, мониторинга и контроля:
- по согласованию с Министерством координирует финансирование программ геологического изучения недр по государственному заказу;
- обеспечивает координацию реализации инициативы прозрачности добывающих отраслей;
- осуществляет мониторинг геологической изученности территории Кыргызской Республики, обеспеченности запасами минерального сырья предприятий по добыче и переработке полезных ископаемых;
- обеспечивает мониторинг сохранности геологической и технической документации, образцов руд и горных пород, керна, дубликатов проб полезных ископаемых, которые могут быть использованы при дальнейшем изучении недр, разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, а также при пользовании недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- проверяет наличие утвержденных технических проектов и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами;
- проверяет достоверность содержания геологической и иной первичной документации о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых;
- проверяет соблюдение установленного порядка представления государственной отчетности, а также геологической и иной информации о недрах в фонды геологической информации;
- проверяет обоснованность представляемых недропользователями материалов полезных ископаемых и достоверность постановки на государственный баланс запасов полезных ископаемых и списания их с государственного баланса;
- взаимодействует с юридическими и физическими лицами по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
- формирует государственный фонд недр, осуществляет учет месторождений полезных ископаемых, ведет государственный баланс запасов полезных ископаемых с постоянным мониторингом их движения и изменения, составляет кадастры месторождений и проявлений полезных ископаемых;
- ведет государственный кадастр по разделу "Подземные воды";
- участвует совместно с соответствующими государственными органами с целью предотвращения загрязнения недр в определении возможности и условий захоронения вредных веществ, отходов производства;
- ведет контроль за правильностью начисления, полнотой и своевременностью уплаты сборов за участие в конкурсе и/или аукционе на право пользования недрами, сборов за предоставление права пользования недрами, сборов за удержание лицензии на право пользованиями недрами;
4) функции предоставления услуг:
- обеспечивает физическим и юридическим лицам информационно-консультативное содействие по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
- предоставляет информацию о минерально-сырьевой базе и месторождениях полезных ископаемых, по различным вопросам геологического строения территории Кыргызской Республики;
- выдает заключение о наличии или отсутствии месторождений полезных ископаемых на площадях намечаемого строительства различных сооружений;
- выдает заключение о происхождении образцов руд и горных пород, концентратов, отходов производства и лабораторных проб, вывозимых за пределы Кыргызской Республики для проведения аналитических исследований;
- выдает заключение о происхождении образцов горных пород и руд, вывозимых за пределы Кыргызской Республики в качестве коллекционного материала;
5) функции поддержки:
- по согласованию с Министерством осуществляет сотрудничество и взаимодействие с международными и отечественными организациями в сфере геологического изучения и использования недр;
- подготавливает предложения по развитию геологической отрасли;
- организует работу Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых Кыргызской Республики;
- обеспечивает функционирование единой государственной системы фондов геологической информации, определяет форму и содержание геологической и иной информации, подлежащей сдаче в Государственный геологический фонд;
- создает и осуществляет практическое внедрение на всех уровнях Службы системы управления кадровыми ресурсами, в том числе системы обучения и переподготовки кадров;
- содействует в осуществлении подготовки и переподготовки инженерно-технических работников и рабочих основных профессий для организаций всех форм собственности, деятельность которых связана с опасными производственными объектами;
- устанавливает связи и осуществляет совместную исследовательскую деятельность с национальными и международными научно-техническими учреждениями и организациями, по согласованию с Министерством подписывает необходимые соглашения, протоколы и другие документы о сотрудничестве в рамках компетенции Службы;
- содействует обмену информацией в рамках республиканских, региональных и межгосударственных информационных систем;
- рассматривает обращения, заявления, жалобы граждан и юридических лиц по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
- организует подготовку и издание информационно-справочной и другой литературы по вопросам, относящимся к компетенции Службы;
- участвует в работе комиссий (групп) по проведению экспертизы национальных стандартов, международных (региональных) стандартов, а также технических регламентов, относящихся к сфере деятельности Службы;
- участвует в разработке проектов программ развития минерально-сырьевой базы республики в части использования и охраны недр;
- организует и осуществляет управление проектно-изыскательскими и научно-исследовательскими работами по геологии;
- оказывает содействие в проведении мероприятий, направленных на популяризацию отраслевых наук;
- проводит мероприятия по мобилизационной подготовке.
5. Права и обязанности Службы
14. Служба в пределах своей компетенции имеет право:
- запрашивать информацию о ежемесячной, квартальной и годовой производственно-хозяйственной деятельности предприятий горнодобывающей промышленности и геологической отрасли, независимо от формы собственности;
- получать от специально уполномоченных государственных органов по осуществлению контрольно-надзорных функций материалы (результаты) проведения проверок недропользователей;
- запрашивать от государственных органов, предприятий, организаций, учреждений и граждан материалы, предложения и заключения по вопросам геологического изучения и использования недр, необходимые для осуществления функций Службы;
- заслушивать отчеты о результатах производственно-хозяйственной деятельности организаций по подчиненности и вносить предложения по улучшению их деятельности;
- по согласованию с Министерством утверждать акты по ценообразованию, проектно-изыскательским, проектно-конструкторским и иным работам, в том числе по финансированию геологоразведочных работ для подведомственных организаций;
- пользоваться и распоряжаться закрепленным за Службой имуществом, состоящим из основных фондов, оборотных средств, иных материальных ценностей и финансовых ресурсов;
- заключать договоры и соглашения о сотрудничестве с предприятиями, организациями Кыргызской Республики и других государств;
- вступать в различные ассоциации с государственными органами Кыргызской Республики и иностранных государств с целью выполнения возложенных на Службу задач;
- обеспечивать регулярное повышение квалификации, проведение тренингов, обмен опытом для специалистов Службы в иностранных государствах и международных организациях;
- в порядке и случаях, установленных нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, представлять Кыргызскую Республику в соответствующих органах международных организаций, принимать меры, направленные на выполнение обязательств Кыргызской Республики, вытекающих из действующего гражданского законодательства, а также проводить мероприятия по международному сотрудничеству;
- принимать участие и вносить предложения при формировании бюджета Службы с учетом государственных заказов;
- получать от пользователей недр информацию об изучении и использовании, в том числе о движении погашенных запасов, извлечении полезных ископаемых из недр и полезных компонентов при переработке минерального сырья, производстве и реализации товарной продукции, уплате налогов за использование природных ресурсов;
- привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Службы, научные и иные организации, ученых и специалистов;
- вносить предложения по созданию координационных и совещательных органов, фондов, в том числе межведомственных, в курируемой сфере деятельности.
15. Служба в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и настоящим Положением.
16. Должностные лица Службы имеют иные права и обязанности согласно законодательству Кыргызской Республики.
6. Организация работы Службы
17. Службу возглавляет директор, являющийся заместителем министра, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Председателем Кабинета Министров Кыргызской Республики по представлению министра природных ресурсов, экологии и технического надзора Кыргызской Республики.
Директор несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу задач и реализацию государственной политики в курируемой сфере деятельности.
18. Директор Службы имеет двух заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности министром природных ресурсов, экологии и технического надзора Кыргызской Республики по представлению директора.
Заместители директора Службы подчиняются непосредственно директору и организуют деятельность Службы в пределах возложенных на него обязанностей и полномочий. В отсутствие директора Службы его функции выполняет заместитель директора на основании соответствующего приказа.
19. Руководители структурных подразделений Службы назначаются на должность и освобождаются от должности Директором, их должностные обязанности утверждаются приказом Министерства.
20. Директор:
- осуществляет общее руководство деятельностью Службы и подведомственных ему организаций;
- представляет Службу в отношениях с государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями Кыргызской Республики и иностранных государств на территории Кыргызской Республики, ведет в пределах своих полномочий переговоры и по согласованию с Министерством подписывает международные договоры о взаимодействии и сотрудничестве по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
- издает приказы по организации деятельности Службы;
- назначает на должность и освобождает от должности сотрудников Службы в установленном законодательством порядке;
- утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Службы;
- применяет установленные законодательством Кыргызской Республики виды поощрений и дисциплинарных взысканий в отношении сотрудников и работников системы Службы;
- представляет на утверждение в Министерство смету расходов и штатное расписание в пределах утвержденной структуры, численности, фонда оплаты труда Службы;
- выдает от имени Службы доверенность в установленном порядке представлять Службу;
- заключает договоры/сделки в соответствии с гражданским законодательством Кыргызской Республики;
- представляет работников Службы и находящихся в ведении Службы структур, других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами;
- дает поручения подведомственным Службы структурам и контролирует их исполнение;
- отменяет противоречащие законодательству Кыргызской Республики решения подведомственных структур, если иной порядок отмены решений не установлен законодательством Кыргызской Республики;
- является по должности начальником гражданской защиты Службы;
- устанавливает полномочия должностных лиц системы Службы по решению ими оперативных, организационно-штатных, кадровых, финансовых, производственно-хозяйственных и иных вопросов, отнесенных к компетенции Службы;
- распоряжается денежными средствами Службы на расчетных счетах в банках, специальных и иных счетах;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
21. В целях общественного мониторинга деятельности Службы создается общественный совет, представляющий собой консультативно-наблюдательный орган, функционирующий на общественных началах.
7. Учет и отчетность Службы
22. Бухгалтерский, статистический учет и отчетность по основной деятельности Службы ведутся в установленном законодательством порядке.
23. Финансово-хозяйственная деятельность Службы проводится в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и соответствующими договорами.
8. Ответственность
24. Должностные лица Службы в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на них должностных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействий) несут дисциплинарную, материальную и уголовную ответственность, а также ответственность в соответствии с законодательством о правонарушениях.
25. Действия сотрудников Службы могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
9. Заключительные положения
26. Служба в своей деятельности подотчетна Министерству.
27. Финансирование расходов Службы осуществляется за счет республиканского бюджета, специальных средств, формируемых в соответствии с бюджетным законодательством Кыргызской Республики, и иных источников, не противоречащих законодательству Кыргызской Республики.
28. Реорганизация и ликвидация Службы осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Кыргызской Республики.
29. В случае реорганизации и ликвидации Службы, документы, образовавшиеся в ходе его деятельности, хранятся и используются в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О Национальном архивном фонде Кыргызской Республики".
Директор кыргызской геологической службы
Сатыбалдиев Нарынбек Мадыярович
Заместитель министра природных ресурсов, экологии и технического надзора Кыргызской Республики